Сегодня для того, чтобы выпустить на рынок продукт под собственным брендом, совсем не обязательно создавать собственные производственные мощности. Достаточно разработать идею продукта и выстроить системы продвижения и сбыта, а непосредственно выпуск продукции заказать стороннему производителю по контракту.
1. Заказчик получает возможность сосредоточить все ресурсы на маркетинге и сбыте продукции – именно в этих областях на сегодняшний день формируется наибольшая добавленная стоимость.
2. Выпуск продукции по контракту у стороннего производителя снижает долю прямых затрат в себестоимости. Опытные производители с большими объемами контролируют затраты эффективнее и могут выпускать продукцию с меньшими издержками.
3. Крупные контрактные производители способны обеспечить гораздо более высокий и стабильный уровень качества продукции – для них низкая себестоимость при высоком качестве главное условие успешного сущетсвования на рынке.
4. Выпуск продукции по контракту позволяет быть более мобильным. Например, свернуть производство какого-либо товара и начать выпуск другого гораздо легче – нужно лишь заключить новый контракт на производство.
1. Возможность производить продукцию меньшими партиями. Как правило, иностранные производители готовы выпускать и отгружать партии продукции гораздо большего объема, чем отечественные. Это связано в том числе и с логистикой.
2. Оперативность поставки готовой продукции. При производстве в России отечественным заказчикам не нужно тратить время на таможенное оформление груза, отправка может осуществляться небольшими партиями по мере производства продукции.
3. Отсутствие валютных рисков. Контракты с российскими производителями заключаются в рублях. Поскольку производство находится в России, валютная составляющая в себестоимости ниже или вообще отсутствует, и затраты на производство в гораздо меньшей степени зависят от колебаний валютного курса.
1. Производитель обеспечивает себя гарантированными заказами, не вкладываясь в маркетинг и продвижение товара в рознице. Следовательно, получает возможность направить высвободившиеся ресурсы на обновление оборудования и совершенствование производственных процессов, исследования и разработки.
2. Увеличивая загрузку производства, производитель получает возможность снижать долю накладных расходов и уменьшать себестоимость продукции, выпускаемой на предприятии.
1. Компания, заказавшая выпуск продукции по контракту, имеет меньше возможностей оперативно влиять на себестоимость продукции и менять ее рецептуру в соответствии с изменившимися требованиями рынка. Здесь все упирается в условия контракта, заключенного между заказчиком и производителем, тогда как компания, имеющая собственное производство, может вносить изменения, исходя исключительно из собственных возможностей.
2. Компания, заказывающая производство своей продукции у стороннего производителя, открывает перед ним все карты, касающиеся своих ноу-хау, объема производства и, следовательно, объема сбыта.
1. Компания, производящая продукцию по контракту, как правило, не имеет достаточно разветвленной розничной сбытовой сети и зависит от нескольких крупных заказчиков. В случае ухода этих заказчиков бизнес производителя может быть поставлен под угрозу.
Чтобы сотрудничество заказчика и производителя было плодотворным, обе стороны должны осознавать все выгоды и риски контрактного производства и строить отношения на основе совместной командной работы.